Ребенок рисует радугу что означает

Многие родители, вслед за психологами и педагогами, начинают анализировать «художества» своих детей. И нередко делают ошибки. На что же обратить внимание?

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна. Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный). Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Рука мастера

На какие характерные особенности манеры рисования полезно обращать внимание родителям, чтобы лучше понимать своего ребенка?

Нажим: ровный и умеренный говорит об уравновешенности, гибкости, самообладании, склонности обдумывать свои действия. Сильный — о напряжении, воле, напористости, высоком уровне энергии, стремлении преодолевать сопротивление (иногда это могут быть и действия назло или вопреки). А вот слабый указывает на общую нерешительность, неверие в свои силы, заниженную самооценку. Малыш нуждается в поддержке и одобрении.

Но! Если ребенок долгое время находится в условиях, когда ему приходится сдерживать свою активность («быть хорошим и правильным» в садике), то через сильный нажим в рисунке он может «скидывать» накопившуюся энергию.

Размер: большие крупные элементы часто означают эгоцентризм, стремление к экспансии, активность, даже агрессивность. А маленькие человечки, домики — признак робости, тревожности, ощущение собственной незначимости, сдержанности в проявлении чувств, зажатость.

Но! Большой размер фигур может быть связан и со значимостью персонажа для ребенка, и с проблемами со зрением.

Расположение на листе: если малыш обычно рисует в центре, значит, ему комфортно, он благополучен. Картина смещается вправо — интерес к будущему, к переменам. Влево — признак инфантильности. Сверху листа будет рисовать фантазер и оптимист, снизу — пессимист.

Но! Такая интерпретация работает, только если ребенок правша. К тому же очень многое зависит от сюжета картины.

Палитра: если обычно используется 1 цвет, это указывает на боязнь проявить себя; от 2 до 5 — ребенок открыт для нового, гибок, уверен в себе; более 7 цветов означает эмоциональную подвижность (неустойчивость). Преимущественно темные цвета говорят о склонности к отрицательным эмоциям, подавленности. Яркие — на активность, жизнерадостность.

Но! Выбор цвета зависит от настроения в конкретный момент. К тому же в возрасте около 6 лет дети начинают разделять цвета по «половому признаку» (розовый — «девчачий»), выбирая для рисунка «свою» палитру. А вот став постарше, многие, наоборот, старательно избегают такого разделения и не используют надоевшие цвета.

Обсуждайте с детьми их рисунки: это научит их лучше разбираться в своих чувствах

Тест-картинка «Человек под дождем»

Этот тест помогает узнать, как ребенок реагирует на стрессовую ситуацию. Ведь модель поведения закладывается еще в детстве. Поэтому родителям дошколенка полезно понять, как малыш адаптируется к новым обстоятельствам, как реагирует на неудачи — и какие качества необходимо развить, чтобы он научился быстро справляться с неприятностями.

Что нужно: Два альбомных листа; карандаши (не менее 12 штук разного цвета); ластик.

Задача: Дайте ребенку первый лист, расположив вертикально. Предложите нарисовать человека, затем попросите на втором листе изобразить того же персонажа под дождем.

Манера рисования

Четкие линии рисунка говорят о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию, порой слишком уходя в себя.

Непостоянные контуры (где-то прорисованы, где-то — нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных обстоятельствах.

Штриховка — напряжение, тревожность, боязнь сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие эскизные линии — ребенок отличается повышенной впечатлительностью и мнительностью.

Изображение примитивное («палка, палка, огуречик») — малыш ищет одобрения, поддержки.

Цветовая гамма

Очень яркие оттенки — склонность преувеличивать значение неприятных событий.

Темные тона — боязнь осуждения в сложной ситуации, плохие предчувствия.

Четкое цветовое разграничение персонажа и непогоды — осознание и понимание ребенком стрессовой ситуации, способность увидеть ее возможные причины, оценить и себя, и свое состояние.

Радуга, солнце, цветы, растущие под дождем грибы — стремление к лучшему, малыш внутренне готов преодолевать трудности

Антураж

Чем больше капель дождя, тем сильнее ребенок боится трудностей; редкие струйки — малыш не переживает: проблемы скоро уйдут.

Тучи — угроза больших неприятностей, наказания. Небо затянуто — упадническое настроение.

Лужи указывают на чувствительность, ранимость, способность долго переживать из-за проблем.

Зонт — символ связи с родителями; раскрытый — ожидание помощи от мамы, закрытый — от отца.

Отсутствие зонта, крыши — инфантильность, нежелание принимать решения самостоятельно.

Образ персонажа

Пол указывает на модель поведения в стрессовой ситуации: мужской характеризует решительность, активные действия в поиске выхода; женский — пассивность, доминирование интуиции. «Смена пола» во втором рисунке указывает на изменение стиля поведения. Если изображен герой противоположного пола, значит, ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из родных).
Возраст символизирует уровень качеств, помогающих принимать решения: взрослый человек — рассудительность, ребенок — потребность в опоре.

Читайте также:  В полдень на пристани чем закончится

Большая голова — высокий интеллект, изобретательность; маленькая говорит о низкой оценке умственных способностей.

Крупный торс — символ неудовлетворенности (хотелось бы быть супергероем, завоевать восхищение); слишком маленький — ощущение недооцененности, униженности. Покатые плечи говорят об унынии, отчаянии.

Лицо: плохо прорисовано — нежелание замечать проблемы и бороться с трудностями. Изображено детально — активность, значимость отношений с другими людьми.

Руки: разведенные в стороны — открытость; спрятанные за спиной — неготовность к компромиссам, негибкость. Прижатые к телу — символ скованности.
Действия персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) напрямую отражают реальное поведение ребенка в стрессе.

Масштаб, положение

Чем крупнее персонаж, тем лучше дети справляются с неприятностями. Маленькая фигурка говорит о желании переложить ответственность на других. Огромная же, не умещающаяся на листе, — ребенок фокусируется на эмоциях и не может здраво оценить происходящее.

Рисунок сверху листа — растерянность, уход в мир фантазий. Внизу — подавленность, ощущение безысходности и невозможности изменить ситуацию. В центре — готовность решать проблемы.

Смещение влево — надежда, что мама придет на помощь. Вправо — привязанность к отцу, стремление произвести на него впечатление своим поведением в сложных обстоятельствах.

Фигура в профиль, со спины — ребенок уходит в себя, отсюда сложности в налаживании контактов.

Герой повернут влево — малыш сосредоточен на себе, не очень решителен.
Повернут вправо — активен, оптимистичен, думает о будущем и готов развиваться.

! Важно!

Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: «Что будет, если выглянет солнце?». Добавьте второго героя («помощника»), — подскажите новые способы поведения в стрессе.

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие. Хоть он и использует привычную модель поведения — помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам. Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Душевное спокойствие ребенка – это то, что заботит каждую маму. Но не всегда начинающиеся проблемы можно заметить, поговорив с малышом или понаблюдав за его играми.

Психологи знают, что о внутреннем мире ребенка лучше всего расскажут его рисунки. Немного потренировавшись, мама и сама сможет расшифровать мысли своего малыша, отраженные на бумаге. Давайте узнаем, что хочет нам сообщить ребенок, беря в руки карандаши.

Рисунки самых маленьких

Большинство детей до 3 лет не могут в полной мере выразить словами все свои эмоции. В этом возрасте мало кто из них умеет хорошо рисовать – зачастую на рисунках родители находят лишь разноцветные каракули и пятна. Поэтому наиболее информативными для мамы будут цвета. Итак, начнем с расшифровки цветовой гаммы, которую использует ребенок. Какой цвет в рисунке преобладает?

• Синий. Этот цвет говорит о том, что ребенок погружен в себя, он занят самоанализом. Также использование синего цвета говорит о том, что ваш ребенок по кому-то или чему-то скучает. Возможно, ему не хватает общения либо его заботит какая-то проблема.

• Желтый. Это позитивный знак. Он говорит о том, что вашего малыша ничего не беспокоит, настроение у него хорошее. К тому же это значит, что он чувствует себя комфортно и уверенно в нынешнем состоянии и окружении.

• Фиолетовый. Это один из самых любимых детьми цветов, и он имеет то же значение, что и желтый. К тому же частое использование фиолетового говорит о том, что у вашего ребенка хорошо развита фантазия.

• Зеленый. Этот цвет может свидетельствовать об усталости ребенка и его желании побыть одному. Также частое использование зеленого цвета присуще независимым и упрямым детям. Если ребенок рисует зеленым цветом на протяжении определенного периода, значит, сейчас для него важно настоять на своем, самоутвердиться, заявить о своем «я».

• Красный. Красный цвет используют в своих рисунках легковозбудимые и гиперактивные детки. Он может свидетельствовать об агрессивном настроении либо о необходимости выброса энергии. Обеспечьте своему малышу такую возможность!

• Серый. Сам по себе этот цвет ни о чем не говорит, так как относится к нейтральным. Однако чрезмерное использование его в рисунках может свидетельствовать о том, что ребенку не хватает позитивных эмоций.

• Коричневый. Не самый хороший цвет, он показывает, что ребенку неспокойно, его не устраивает нынешнее положение вещей, что в душе присутствует дискомфорт, который зачастую выразить словами ему в таком возрасте тяжело.

• Черный. Рисунки в черном цвете должны насторожить родителей. Они сигнализируют о том, что ребенок находится в крайне подавленном состоянии и углубился в свои проблемы. Это немой крик о помощи! Увидев, что малыш часто берет в руки черный карандаш, попробуйте поговорить со своим ребенком, почаще старайтесь вызвать у него положительные эмоции – отправьтесь всей семьей на отдых на несколько дней, а если такой возможности нет – то проводите время с малышом чаще: гуляйте на природе, разговаривайте, вместе играйте в любимые ребенком игры.

Чем старше ребенок, тем большим количеством деталей обрастает его рисунок. Они нам могут многое рассказать. Важные для ребенка вещи он выделяет на рисунке. Это может быть непропорционально большой по сравнению с остальными людьми/животными/предметами размер. Другой прием, который часто используют дети, чтобы придать объекту значимости, – многократное обведение либо более сильный нажим карандаша. Родителям стоит особое внимание обратить на выделенный предмет. Он может указывать как на глубокое уважение, любовь со стороны ребенка, так и на страх. Определить, какие именно чувства испытывает ребенок, помогут сопутствующие детали и цвета.

Очень важно то, как ребенок рисует себя и что/кого он изображает рядом. Например, рисунок, изображающий семью, должен насторожить родителей, если:

• Не изображен кто-то из членов семьи. Значит, ребенок имеет с ним серьезный конфликт – причем настолько серьезный, что подсознательно вычеркивает его из своей жизни.

• Если рядом с ребенком не члены семьи, а домашние животные, сказочные герои или любимые игрушки. Это сигнал о том, что ему комфортнее жить в фантазийном мире, с реальным же у него конфликт.

• Когда ребенок держит за руку только одного из родителей, второй же из них изображен на расстоянии. Это показывает, с кем из родителей ребенок по-настоящему близок, а чьего внимания ему не хватает.

• Если на рисунке над семьей сгущаются тучи, идет дождь, – значит, в семье есть проблемы. Возможно, родители ссорятся.

Рисунок самого себя может внушить тревогу, если:

• Ребенок рисует себя в «закрытой» позе.

• Если у него слишком короткие ноги. Это говорит о том, что ему не хватает уверенности в себе.

• Если у рисунка висят длинные руки – это сигнал о беспомощности. Разведенные же в стороны руки, напротив, свидетельствуют об активной жизненной позиции и готовности к действиям.

• Если у ребенка на рисунке отсутствуют уши и рот, значит, он не стремится к общению.

Желаем вам удачи в еще более глубоком познании своего ребенка!

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» – решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

17 января 2014, 8:01

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Adblock detector